На Донецкой и Луганской железных дорогах немало ветеранов-афганцев. Многим именно стальная магистраль позволила быстро вернуться к мирной жизни. Солдат и офицеров пережитое научило ценить дружбу, думать нестандартно и принимать ответственные решения. Они быстро становились частью коллектива, создавали семьи, растили детей. Но Афганистан навсегда остался частью их жизни.
Бабкин Юрий Григорьевич сейчас работает монтером пути 4 разряда 8 околотка участка по текущему содержанию пути №2 Луганской дистанции пути. В армию он был призван в 1985 году сразу после окончания школы в пгт Новосветловка Луганской области. Прошел подготовку в учебном центре в Грозном и уже в августе мальчишку отправили в Афганистан. Службу Юрий Бабкин проходил в провинции Газни расположенной в 72 км от Кабула в 191 омсп в/к 39676. Участвовал в разведывательных и боевых операциях. Награжден медалью «За отвагу». Хорошо помнит всех сослуживцев и командира полка старшего лейтенанта Александра Волкова.
– Он был командиром, который, прежде всего, старался уберечь своих солдат, благодаря ему потери в нашем полку были минимальными, – рассказал Юрий Григорьевич. – Детально продумывал каждую операцию, вместе с нами изучал карты района и сводки. Много раз вытаскивал нас из засад. Его уважали и солдаты, и командиры полков.
Юрий Григорьевич и сегодня старается поддерживать связь, с людьми, которых узнал в той далекой стране. А еще навсегда в памяти остались впечатления о совершенно другом мире, абсолютно непохожем на наш.
– В Афганистане живут по-другому, кажется, будто время там остановилось, – вспоминает Юрий Григорьевич. – Вокруг только пески, в среднем 2000 метров над уровнем моря, недостаток кислорода и воды. Когда я увидел, что крестьяне обрабатывают землю сохой, стало как-то не по себе. О тракторах там, в XX веке даже и не слышали. В таких условиях местные жители создали уникальную систему мелиорации, многоярусные поля позволяли использовать каждую каплю влаги.
Никогда не забудет Юрий Бабкин последний день службы в Афганистане. Это было 4 мая 1987 года. В провинции Газни пошел снег, и выпало его по пояс, из-за этого вертолеты, которые должны были переправить солдат в Кабул, не прилетели. Но все закончилось благополучно.
Непросто было привыкнуть к мирной жизни. За год и 9 месяцев, которые Юрий Григорьевич провел в Афганистане, восприятие мира изменилось. Он отвык от интенсивного движения на дорогах и несколько раз чуть не попал под машину. Со временем все наладилось, молодой человек начал работать на заводе железобетонных конструкций, появилась и семья.
На Луганскую железную дорогу Юрий Бабкин пришел в 2013 году. Во время боевых действий 2014-2015 годов и никуда не уезжал.
– Наверное, навыки и знания, полученные во время службы в Афганистане, помогли мне, – рассказал Юрий Григорьевич. – Я точно мог определить с какой стороны идет обстрел, какое оружие применяется. В доме, где я живу, осталось 8 человек, остальные уехали и мы следили за квартирами, после обстрелов проверяли все ли в порядке. На ночь закрывали подъезд, чтобы посторонних не было. Дом родителей в Новосветловке сильно пострадал от обстрелов. К счастью, родные уцелели.
Как только бои закончились, Юрий Бабкин вернулся на работу и участвовал в восстановлении разрушенного. Сегодня уходить с железной дороги не собирается и с нетерпением ждет открытия границы между ДНР и ЛНР. В Макеевке живут дети и внук, с которыми давно не виделся. Общается только по телефону или в социальных сетях.
Александр Александрович Брюх попал в Афганистан в мае 1980 года. В 1979 году он окончил Дебальцевский техникум железнодорожного транспорта и недолго проработал в вагонном депо Дебальцево-Сортировочное. Осенью его призвали в армию, а с 25 декабря 1979 года советские войска начали перебрасывать в Афганистан.
Полгода солдат срочной службы проходил подготовку в Прибалтике и оттуда через Белорусскую ССР был отправлен в Афганистан. Служил в 317 парашютно-десантном полку в/ч 24742 . Хорошо помнит прилет в Кабул.
– На аэродроме самолет сел часов в 10 утра, – вспоминает Александр Брюх. – Хорошо запомнились снежные вершины гор, которые окружали город. Сложно было привыкнуть к разреженному воздуху. Кабул находится на высоте 1700 метров над уровнем моря. Невыносимая жара – ещё один противник, с которым приходилось постоянно бороться советским солдатам в Афганистане и инфекционные болезни.
– Духи-то выросли в таком климате, а нам, было очень нелегко, – вспоминает Александр Александрович. – Нежелательно было пить сырую воду, покупать у местных жителей продукты питания. Опасность подхватить тиф, малярию и другие инфекционные заболевания, заставляли быть максимально осторожным.
О боях и других боевых заданиях Александр Александрович рассказывал неохотно, без подробностей. Вспоминать пережитое не хотелось, даже после стольких лет. Эмоционально описал лишь впечатления, полученные уже дома.
– Честное слово, хотелось вернуться обратно в Афган, после того, как в кабинетах чиновников не раз слышал: «Я Вас туда не посылал!», – рассказал Александр Брюх. – Но служба в армии научила не поддаваться эмоциям и больше доверять людям. Это и помогло. Со временем жизнь наладилась.
В 1984 году Александр Брюх вернулся на работу в вагонное депо Дебальцево-Сортировочное, в 1985 женился, появились дети. Проработал на Донецкой железной дороге до 2017 года. Восстанавливал разрушенное, после боевых действий 2014-2015 годов. Сейчас на заслуженном отдыхе.
Многие из тех, кто побывал в Афганистане, занимались обеспечением армии и непосредственно в военных операциях участвовать не должны были. Но и они попадали под обстрелы, гибли и получали ранения.
Валентин Михайлович Лысенко, специалист по теплотехнике, газо и водоснабжению, по собственному желанию отправился в Афганистан. На тот момент ему исполнилось 32 года, за плечами была срочная служба в армии, учеба в Макеевском институте строительства и архитектуры (сегодня ДОННАСА). От предложения отправиться вольнонаемным специалистом в Афганистан не отказался. Служил с 1982 по 1984 годы в квартирно-эксплуатационной части № 51905 дислоцировавшейся в Баграме.
Валентин Михайлович хорошо помнит, первый день в Афганистане. Военно-транспортный самолет, который доставил его на аэродром в Кабул, садился ночью. В палатке, куда зашли все прилетевшие вместе с Валентином Лысенко, тепло было только рядом с обогревателем, несколько шагов в сторону и начинал окутывать пронизывающий холод. Не забудет он и обстрелы, которые велись с гор, а еще уклад жизни, который увидел в Афганистане. Это совсем другой мир, в котором время остановилось, где то в средних веках. Когда Валентин Лысенко попал туда, по местному летоисчислению был 1363 год.
– Дело даже не в том, по какому календарю там живут, а сам образ жизни, – рассказал Валентин Лысенко. – Почти нет дорог, мало где доступно электричество, телефонная связь, вокруг пески, горы. А еще хорошо помню постоянное чувство опасности.
После возвращения домой, Валентин Лысенко, вроде бы быстро освоился, нашел работу, но через полгода начал сниться Афганистан, он как будто держал и не отпускал. Со временем кошмарные сны потускнели и исчезли, жизнь наладилась. С 1991 по 2009 годы Валентин Михайлович работал бригадиром осовобожденным производственного участка по ремонту автосцепных устройств в вагонном депо Ясиноватая Донецкой железной дороги. Потом ушел на заслуженный отдых.
В 2014 году в его жизнь вновь ворвалась война. Во время боевых действий оставался в родном городе, после обстрелов тушил пожары, раздавал гуманитарную помощь. Навыки выживания, полученные на афганской войне, помогли уцелеть.
С одним из тех, с кем вместе служил в Афганистане, Валентин Михайлович поддерживает связь и сейчас. Друг Александр живет в Макеевке, они нередко общаются, но об Афгане говорят нечасто. Вместе с хорошими воспоминаниями всплывают в памяти люди, которые погибли там, среди песков.
Николай Иванович Санеев, был призван на срочную службу в армию 15 мая 1986 год, сразу после окончания Попаснянского железнодорожного училища №85 Луганской области. По распределению попал в пограничные войска и подготовку к службе проходил в учебной части в Таджикистане. Служить в Афганистане было его собственным решением. Сразу после учебки молодого солдата отправили в 45-й оисп в/ч 2088 отдельного инженерного батальона разграждения. Дислоцировалась военная часть на Туркменско-Афганской границе.
Среди задач, которые выполнялись частью, были инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск, разведка, добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения и др. Оказываться на линии огня ему тоже приходилось, и не раз. Афганская война была по большей части партизанской. Обстрелы наших отрядов душманами производились неожиданно и часто именно в пути следования.
– Мы не находились постоянно на территории Афганистана, – вспоминает Николай Иванович. – Отправлялись в части, где были вспышки заболеваний, находили источники распространения и устраняли их. Хорошо помню первую командировку. Когда подлетали к месту назначения, наш МИ-8 попал под обстрел, там шел бой. Откуда палят – ничего не видно. Кругом горы и песок. Пули как пчёлы летали. Было страшно.
В 1988 году Николай Иванович вернулся в Луганск и устроился помощником машиниста на Луганскую железную дорогу и быстро женился. Во время боевых действий 2014-2015 годов оставался в Луганске. Как только закончились обстрелы, вернулся в депо Родаково и занимался восстановлением. Сегодня работает заместителе начальника локомотивного депо Родаково Луганской железной дороги.
Связь с теми с кем свела судьба в Афганистане, не поддерживает, но принимает активное участие в работе общественной организации «Союз ветеранов Афганистана Луганщины».
Советские военнослужащие в Афганистане не только воевали, но и помогали жителям республики строить мирную жизнь. С помощью СССР в Афганистане построено более 200 промышленных объектов, в том числе, ГЭС, газопровод, аэродромы, домостроительный комбинат, асфальтобетонный завод, автодорога и туннель Саланг.
Всего с 25 декабря 1979 по 15 февраля 1989 в составе ограниченного контингента войск в Афганистане прошли службу 620 тысяч военнослужащих. Одновременно в качестве вольнонаемных служащих работала 21 тысяча человек. За время пребывания в Демократической Республике Афганистан безвозвратные людские потери советских вооруженных сил составили 15 051 человек. Пропало без вести и оказалось в плену 417 военнослужащих, из которых вернулись на Родину – 130.
Многие зарубежные политики и эксперты считали, что главным препятствием для прекращения войны в Афганистане являлось советское военное присутствие в этой стране. Однако после ухода советских войск, конфликт в этой стране не угас.
283001, г. Донецк, ул. Артема, 68
тел. (062) 319-72-50
trans-railway@railway-dn.ru
Официальный сайт Трансграничного Концерна «Железные Дороги Донбасса»
При использовании любых материалов с данного интернет портала ссылка на источник обязательна © 2023