В зону техногенной катастрофы направлялись пожарные, военнослужащие и специалисты невоенизированных формирований ГО, шахтеры, железнодорожники, представители других специальностей со всех уголков СССР. Многие ехали по собственной инициативе, стремясь помочь предотвратить еще большую беду.
Среди добровольцев был и Леонид Литвинович. Сегодня он работает водителем в ОП Луганская дистанция защитных лесонасаждений ГУП ЛНР «Луганская железная дорога», а тогда, в 1987 году, трудился на луганском эмаль-заводе им. Артема слесарем-ремонтником.
– Сам пошел в военкомат, в 24 года по-другому относишься к жизни, и в тот момент я даже не задумывался насколько это может быть опасно, – вспоминает Леонид Петрович. – В Чернобыле работал водителем на ГАЗ-53, но приходилось и на самом объекте убирать, внутри помещений вентиляцию чистить. На тот момент саркофаг над местом разрушения энергоблока был уже сделан. Работали все в спецовках и респираторах «лепесток», не больше 30 минут, потом сменялись. Но в основном я возил людей – на станцию, на могильник зараженной техники, бывало, и в Рыжий лес.
– Проработал в Чернобыле 100 дней, больше было нельзя, так как увеличивался риск получить дозу облучения больше 25 рентген, – рассказывает Леонид Петрович. – Я получил 24. На здоровье это, конечно, отразилось, голова часто болит, но уверен, что мне повезло, организм справился. В общем, я не жалею, что тогда поехал в Чернобыль, такие воспоминания есть далеко не у всех.
Также, без сожаления, вспоминает о работе в Чернобыле Николай Ключников. В 1987 году он работал слесарем по ремонту подвижного состава в вагонном депо Дебальцево Донецкой железной дороги.
– То, что в Чернобыле опасно я понимал, но на работе сказали, что нужно ехать, – вспоминает Николай Алексеевич. – Работали мы рядом с четвертым энергоблоком. Разбирали дома, гаражи, выравнивали территорию, затем она огораживалась. Больше там ничего делать нельзя было, слишком большой уровень радиации. Однажды зашли в двухэтажное здание чтобы провести дезактивацию и сразу же появилось ощущение, что голову будто тиски сжимают, и так у всех. Старший посмотрел на счетчик Гейгера, а там зашкаливает! Скомандовал, чтобы все немедленно выходили.
Тех, с кем судьба свела Николая Ключникова в Чернобыле он хорошо помнит, как и работу в опасной зоне, а точнее, борьбу с невидимым врагом. Вернувшись домой, Николай Алексеевич продолжил трудиться на Донецкой железной дороге и вышел на пенсию в должности осмотрщика вагонов.
Наши земляки, как и сотни тысяч других людей, в Чернобыле помогали спасать мир от самой серьезной экологической катастрофы. Ехали они туда не за славой и не за деньгами. Они понимали, что кто-то должен это сделать. За свой подвиг многие поплатились жизнью, практически все – здоровьем.
283001, г. Донецк, ул. Артема, 68
тел. (062) 319-72-50
trans-railway@railway-dn.ru
Официальный сайт Трансграничного Концерна «Железные Дороги Донбасса»
При использовании любых материалов с данного интернет портала ссылка на источник обязательна © 2023